Получать новости по почте

Вы находитесь здесь:Главная -> Библиотека -> Славянская культура -> Славянская мифология (Беляков) -> Народный календарь

Народный календарь

Народный календарь пронизывал всю жизнь славянина, ко­торый отмечал около 250 особых дат. Связанные с ним хозяйст­венные вехи, ритуалы, предсказания, которые надо было учесть при планировании предстоящего цикла работ, рекомендации, ко­торые предстояло выполнить «сегодня», в соответствии с пред­шествующими указаниями — все это в целом представляло свое­образную сельскохозяйственную энциклопедию.

Народный календарь содержит результаты огромной, в пол­ном смысле слова исследовательской работы. В книге Б. А. Ры­бакова «Язычество древних славян» показано, что первые кален­дарные праздники сложились в эпоху позднего палеолита, на­чавшуюся 40 — 45 тыс. лет назад. Их отголоски сохранились в народных ритуалах и упоминания в народных календарях, отправлявшихся в дни Благовещенья (25 марта), Юрьева дня (23 апреля), Рождества Богородицы (8 сентября) и Воздвиженья Креста (14 сентября). Основной мас­сив сельскохозяйственного календаря формировался уже после овладения земледелием и скотоводством, что на территории Ев­ропы произошло 9 тыс. лет назад. Собственно славянское земле­делие по разным оценкам насчитывает от 2 до 6 тыс. лет. Б. А. Рыбаков дал описание славянского календаря IV в. н. э.: это календарь, нанесенный на поверхность найденного в селе Ро­машки Киевской области глиняного кувшина. Календарь охва­тывает период с 1 апреля по 7 августа и особо отмечает празд­ники, позже названные днями Бориса и Глеба (2 мая), Ярилы (4 июня), Купалы (24 июня), Перуна (Рода, Ильи — 20 июля).

Расчет даты в народном календаре

Итак, для правильного пересчета даты любого события не важно, какова была погрешность в тот момент, когда оно проис­ходило. В нашем случае датами являются календарные дни, свя­занные с приметами в народном календаре, предсказаниями и культовыми действиями, а событием — встреча древнего сельскохозяйствен­ного календаря с Юлианской календарной системой. И если уда­стся определить время события, то мы сможем воспользоваться соответствующей календарной поправкой. Такую возможность представляет нам месяцеслов. Днем летнего солнцестояния в нем считается 12 июня (день Петра Афонского), днем зимнего" солнцестояния — 12 декабря (день Спиридона Тримифунтского). Солнцестояния в эти дни были в XVI — XVII вв., когда погреш­ность Юлианского календаря составляла 10 суток. Следователь­но, славяне соотносили свои календарные приметы и наблюде­ния с церковным православным календарем именно в тот пери­од, и даты месяцеслова надо переводить на современный ка­лендарь с поправкой не в 13, а в 10 суток, т. е. с «отставанием» на 3 дня.

Что же касается мифологии, то каждому божеству Пантеона князя Владимира, как известно, соответствовал свой день неде­ли, причем он не всегда соответствовал «порядку», перечислен­ному в летописи. Так, у Перуна был четверг, у Хорса — поне­дельник, у Даждьбога — воскресенье, у Стрибога — вторник, у Симаргла — суббота, а у Мокоши — целых два дня: среда и пятница.